Стратегии и тактики в кризис


Во время кризиса действовать приходится в условиях более напряженных, чем обычно. Высокая доля неопределенности, дефицит ресурсов и времени — первое, с чем сталкивается большинство компаний. Чтобы не растеряться в момент Х, лучше заранее разработать антикризисную стратегию предприятия. Как вести бизнес в кризис, читайте в статье.

И грянул гром

Чтобы не растеряться в момент Х, разработайте стратегию заранее В кризис рыночные процессы замедляются: уменьшается спрос, обостряется конкуренция, слияние и поглощение компаний набирает обороты, рентабельность снижается. Прогнозировать ситуацию невозможно: изменения слишком стремительные, принимать решения надо быстро, действовать решительно.

Задача любой компании во время кризиса — найти правильные ответы на следующие вопросы.

Определяем масштаб бедствия
  • Наше положение, в т. ч. финансовое, хуже/лучше других?
  • Вводить ли экстренные меры?
  • Нужна ли оптимизация/изменение бизнес-модели?
Готовимся к неопределенному будущему
  • Когда ситуация может проясниться?
  • Как быстрее принимать решения?
Определяемся с реакцией на стратегические изменения
  • Как не упустить возможности?
  • Как с минимальными рисками их использовать?
Как увеличить денежный поток и прибыль в условиях кризиса
  • С чего начать?
  • Что работает максимально быстро с минимальными рисками?
  • Как сократить расходы с наименьшими потерями?
От того, сможете найти ответы или нет, будут зависеть успех или поражение.

Приступаем к разработке новой стратегии. Кризис — это не всегда плохо. В то время как другие терпят поражение, с трудом оставаясь на плаву или вообще прекращая деятельность, наша задача — использовать открывающиеся возможности и не только «выжить», но преуспеть и оставить конкурентов позади.

Об успешных стратегиях выхода из кризиса

Стратегий создано немало, мы коротко расскажем о самых эффективных:
  • слияния и поглощения;
  • смена позиционирования;
  • инвестирование в инновации;
  • пересмотр портфеля, концентрация на ключевой деятельности.
О компаниях, которые пережили кризис и вышли из него победителями, используя эти стратегии, читайте дальше.

Слияния и поглощения

Одна из успешных антикризисных стратегий - слияния и поглощения Пример. LHC GROUP (медуслуги в США, оказываемые вне крупных городов на дому и в госпиталях, действует через свои подразделения и с помощью сети партнеров) во время кризиса 2008-2009 годов росла через поглощения.

За 7 месяцев кризиса повысила свою стоимость в 2 раза. Как? Проводя несколько сделок в месяц о покупке других компаний. В 2009 году прибыль компании составила $300 млн.


Что произошло?

LHC GROUP просто воспользовалась возможностями, открывшимися с наступлением кризиса: стабильный спрос на медуслуги и постоянный денежный поток помогли совершить успешные приобретения.

Смена позиционирования

Пример 1. Компания «Коркунов» во время кризиса 1998 года вышла в сегмент премиум-шоколада, заняв 57% рынка. К 2003 году доля приверженцев марки среди любителей шоколада в коробках составила 22%, в сегменте премиум-шоколада — 57%. Кризис помог компании увеличить свою стоимость — к 2007 году 80% «Коркунова» было продано компании Wrigley за $300 млн.

Что произошло?

«Коркунов» занял нишу премиум-шоколада через год после кризиса, в то время как премиум-сегмент на кондитерском рынке в тот период казался совершенно неперспективным.

«Коркунов» смог занять существенную долю рынка из-за отсутствия конкуренции: российские производители («Красный Октябрь», «СладКо», «Бабаевский») действовать в этом направлении не решались, а западный Alfred Ritter (производитель шоколада Ritter Sport), с которым «Коркунов» намеревался сотрудничать, недостроенную фабрику бросил и ушел.

Пример 2. BestBuy (крупнейшая сеть супермаркетов бытовой электроники и сопутствующих товаров в США) в кризис 1991 года стала классическим дискаунтером и за 3 года увеличила капитализацию в 5 раз.
Еще одна успешная антикризисная стратегия - инвестирование в инновации Что произошло?

Компания до минимума сократила ассортимент товаров, оптимизировав резервы, сфокусировалась на постоянных покупателях, предложив имидж «магазина с самой низкой ценой».

BestBuy в корне поменяла формат магазинов: площадь торговых залов, ставших, по сути, складами, увеличила в 2 раза, примерно во столько же раз быстрее стала обслуживать клиентов, обеспечила гарантийный ремонт и усилила послепродажное обслуживание. В результате — возросшая прибыль и лояльные клиенты.

Инвестирование в инновации

Пример. Samsung Electronics в кризис 1997 года сконцентрировалась на производстве новых продуктов и так вышла в мировые лидеры.

Что произошло?

Samsung Electronics организовала логистику формата just-in-time («точно в срок») — запасы товаров сократились в 2 раза — высвободился $1,5 млрд.

В кризис компания инвестировала в разработку новых продуктов, после его окончания стала лидером по производству плоских дисплеев и телекоммуникационного оборудования.

Пересмотр портфеля, концентрация на ключевой деятельности

Уберите конкурентов и живите спокойно Пример. YTL Power (продажа воды, переработка использованной воды, электроэнергетика) во время азиатского кризиса 1997 года сосредоточила силы на внутреннем рынке и занялась агрессивным поглощением, заполучив контроль над многими активами в Малайзии. Капитализация выросла на 25%.

Что произошло?

Во время кризиса YTL Power переориентировалась с внешнего рынка на внутренний. Благодаря новообретенной поддержке в верхних эшелонах власти смогла заполучить активы своих конкурентов и сменить стратегию поведения. Отныне агрессивный менеджмент и тактика жестких переговоров стали прочно ассоциироваться с YTL Power.

Кризис — не приговор. Мировые бренды из разряда Ford, Coca Cola, Google, PayPal потому и известны почти каждому, что кризисы воспринимают как новые возможности. В кризис можно не только оставаться на плаву или успешно внедрять что-то новое, но и открываться.

Известно, что именно во время кризисов благодаря смекалке, предприимчивости и успешному использованию благоприятных возможностей, возникли гиганты типа Burger King, Microsoft, MTV Networks, Wikipedia, Sports Illustrated, Playboy Enterprises, General Electric и другие.

Мы привели примеры антикризисного поведения мировых гигантов, потому что это наиболее яркие и выпуклые примеры, которые на слуху и известны многим. О том, как ведут себя в кризис представители малого и среднего бизнеса, мы расскажем в одной из следующих статей.

Если вашему бизнесу требуется грамотная антикризисная стратегия, обращайтесь к профессионалам компании «Камелот Партнер».

Закажите рекламную кампанию в агентстве Камелот Партнер

* Поля, обязательные для заполнения
Как к вам обращаться? *
Как с вами связаться? *
Ваш комментарий
или позвоните нам по телефону
(+7 473) 253-33-66

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения