Улица 9 Января


Протяженность улицы 9 Января в Воронеже примерно 9 700 м

Как вы думаете, следует ли называть улицу в честь трагического события? Скорее всего, ответ будет отрицательным. Однако в 1918 году так не считали, поэтому переименовали одну из старейших улиц Воронежа в 9 Января. С тех пор она ассоциируется у горожан исключительно с «Кровавым воскресеньем» — расстрелом мирной демонстрации в 1905 году и последующей революцией. Про насыщенное событиями прошлое этой улицы знают далеко не все горожане.

Дорога к каменным залежам

Напомним, старинная крепость Воронеж находилась в районе современной Университетской площади. От нее в разные стороны расходилось несколько дорог. Так, в документах XVII века упоминается направление на село Девица, знаменитое своими известняками. Мельничные жернова, надгробные плиты, облицовка фасадов, булыжник для городских мостовых — все делалось из этого камня.

К середине XVIII века появляется первая застройка: она доходила до границы с нынешней улицей Станкевича. Кривоватая и ухабистая улочка получила название Девицкая.

Благоустройству Девицкой и превращению ее в крупную магистраль способствовал... пожар 1773 года. Уже через год после бедствия Екатериной II был утвержден генеральный план города. Документом предусматривалось создание крупного транспортного «трезубца» из современных улиц Володарского, Плехановской и Платонова. Последняя как раз и является старейшей частью Девицкой улицы.

Расширенную и спрямленную магистраль продолжили до современной улицы Кольцовской. Улица похорошела, что тут же сказалось на названии: она превратилась в Большую Девицкую.

Большая Купеческая

Будущая улица 9 Января находилась в деловом районе Воронежа. Весь уклад жизни ее обитателей строился вокруг одного занятия — торговли. Многие именитые купеческие семьи владели особняками на Большой Девицкой. Наиболее престижным считался район Митрофановского монастыря. Ближе к концу улицы размещались крупные промышленные объекты. Так, на участке, где сейчас развлекательный центр «Фенко» (бывший кинотеатр «Луч»), располагалась четырехэтажная паровая мельница. В 1912 году на ней вспыхнул пожар такой силы, что все огнеборцы города не могли его погасить. После этого происшествия воронежцы еще долго судачили о зыбкости материальных ценностей.

Во второй половине XIX века на Большой Девицкой появился ипподром Новый Бег. Он стал вторым после Большой Дворянской (проспект Революции) местом для скачек в нашем городе. В 1900-х годах ипподром перенесли в район современной улицы Ворошилова. На освободившихся площадях стали возводить первый в Воронеже трамвайный парк. Пуску электротранспорта помешали Первая мировая война и революция. Первый трамвай вышел в рейс лишь в 1926 году. Корпуса трамвайного депо можно и сегодня увидеть на пересечении с улицей Революции 1905 года.

Рождение промышленного гиганта

Еще одним промышленным объектом, которому не суждено было открыться из-за революционных событий, стало предприятие А. Н. Петичева. Осень 1915 года, идет Первая мировая война. Военному ведомству нужны проволока и кабель. Петроградский промышленник Петичев выбирает наш город для строительства крупного кабельного завода. В 1916-1917 годах было построено несколько корпусов, началось оснащение цехов. Однако до выпуска готовой продукции дело так и не дошло: грянула Октябрьская революция.

Лишь спустя десять лет, на базе предприятия был открыт завод «Триер», первый в стране по выпуску зерноочистетельной техники. С 1943 года он называется «Воронежсельмаш». Известный в городе завод сегодня переживает не лучшие времена. Производство сельскохозяйственной техники сильно сократилось, по сравнению с советским временем, однако не прекратилось. А, значит, есть надежда, что крестьянские хозяйства будут обеспечены сравнительно недорогими отечественными сельхозмашинами.

После Великой Отечественной войны улица 9 Января в Воронеже сильно выросла на северо-запад. В начале 1960-х над железной дорогой соорудили виадук, в результате дорога стала гораздо удобнее. За виадуком появились Дворец культуры машиностроителей (сейчас Городской дворец культуры) и пивоваренный завод. Строились промышленные предприятия, возводились типовые дома «хрущевки».

Девяностые — время перемен

Внимательный читатель наверняка заметил нестыковку, связанную с названием улицы. Если Большую Девицкую переименовали в 9 Января, то откуда в Воронеже взялась улица Платонова? С 1990 года отрезок между Университетской площадью и улицей Кирова стал носить имя нашего писателя-земляка. Это была крупная победа воронежской общественности. С огромным трудом удалось добиться появления улицы Платонова. Однако переименование нельзя назвать удачным: Большую Девицкую фактически разорвали на две части.

Начиная с середины 1990-х, в городе наблюдается строительный бум. Вот и на улице 9 Января в Воронеже появилась выразительная многоэтажка — здание Сберегательного банка (дом №28). С 1998 года велось строительство жилого дома на пересечении с улицей Никитинской. Квартиры повышенной комфортности в нем уже обживают состоятельные горожане. Оба проекта очень оригинальны, однако заметно контрастируют с окружающей малоэтажной застройкой.

Улица 9 Января в Воронеже между ДК Машиностроителей и пивзаводом из промышленного района постепенно превращается в городской спальный район. Сносятся двухэтажные полубараки, а на их месте возводится многоэтажное жилье для среднего класса. Ближе к улице Антонова-Овсеенко и окружной дороге вырос еще один жилой массив.

Стоит ли покупать жилье на улице 9 Января в Воронеже? В пользу такого приобретения говорит сравнительно невысокая для нашего города стоимость квадратного метра. Дворовые территории активно благоустраиваются: появляются спортивные и детские площадки. В городском дворце культуры (дом №108д) действуют детские кружки, музыкальные ансамбли, изостудия.

Из минусов — сильная загазованность воздуха. Улица 9 Января в Воронеже является крупной автотрассой, ведущей в Придонской, Подклетное и дальше в Семилуки. Оживленное движение грузовых автомобилей и спецтехники при нехватке пешеходных переходов затрудняет передвижения с одной стороны улицы на другую.
Автор Ольга Утва

Источники

  • Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц. — 2-е изд. — Воронеж: Издательство «Кварта», 2003. — 532 стр.: ил.
  • http://www.wikiznanie.ru

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения